Развитие технологий в автомобилестроении позволяет качественно улучшать и создавать принципиально новые узлы и агрегаты. Следствием одной из таких модернизаций является появление роботизированной коробки передач. Говоря простым языком, коробка-робот является тандемом механики и автоматического сцепления. В результате роботизированной коробка впитала в себя удобство работы автоматики, высокую надежность и низкий расход топлива механической КПП. Как показывает практика, зачастую роботизированная модель обходится значительно дешевле, чем другие аналоги, поэтому все больше автопроизводителей используют в своих машинах роботизированные КПП.
Основой коробки-робота является механическая КПП, которая дополнительно оснащается специальным механизмом для осуществления выжима сцепления и переключения передач. С КПП механического типа процессом смен передач и выжимом сцепления управляет человек. Водитель имеет возможность самостоятельно принимать решения по переключению передач опираясь на текущую ситуацию на дороге. Что же касается работы роботизированного аналога — коробка передач работает под управлением автоматики и электронного блока управления с запрограммированным алгоритмом действий.
Осталась возможность и ручного управления коробкой-роботом, используя подрулевые переключатели.
В «роботе» используются специальные узлы-актуаторы, которые позволяют коробке такого типа переключать передачи в автоматическом режиме. В работе узлы-актуаторы опираются на данные о скорости передвижения авто, оборотах мотора, контроллеров ABS и ESP. Учитывая все эти данные, актуаторы принимают решение о выборе нужной передачи и выжимают сцепление.
В рамках коробки-робота могут использоваться электрические или гидравлические сервоприводы. В первом случае речь идет о шаговом электродвигателе, который двигает исполнительную часть через редуктор. Гидравлический аналог функционирует через гидроцилиндр, сигналы на который поступают от электронного блока контроля.